Во всем мире правительства и автопроизводители продвигают электромобили как имеющие незначительное воздействие на планету по сравнению со стандартными автомобилями. General Motors заявила, что намерена прекратить продажу новых бензиновых автомобилей и легких грузовиков к 2035 году и перейдет на электромодели. В то время как Volvo заявила, что будет двигаться еще быстрее и представит полностью электрическую линейку к 2030 году.

По мере того, как электромобили и грузовики становятся все более популярными, возникает постоянный вопрос: действительно ли они настолько экологичны, как их рекламируют?

 Однако электромобили имеют существенные экологические недостатки. Они оказывают по крайней мере такое же воздействие на окружающую среду, как и обычные автомобили, из-за требований к электроснабжению, производственным процессам, добыче материалов и утилизации отходов.

Хотя электромобили могут не выбрасывать углекислый газ при нормальной работе, источники питания, которые заряжают их батареи, обычно это делают. Большинство электромобилей заряжаются с помощью энергии, вырабатываемой газом и углем, согласно Институту энергетических исследований, который указывает на статью Cowboy State Daily , описывающую, как для питания 98 зарядных отсеков на крупнейшей в мире зарядной станции Tesla «требуется то, чего не может обеспечить солнечная энергия — дизельные генераторы».

Потребность в энергии для широкомасштабного внедрения электромобилей потребует серьезных обновлений и расширений для поддержания надежности электросети. В результате Институт энергетических исследований предлагает более подходящее название для электромобилей — « транспортные средства с двигателем внешнего сгорания ». Несмотря на свой чистый внешний вид, для их работы по-прежнему требуются значительные выбросы углекислого газа.

Также вред, наносимый электромобилями, сильно зависит от мощности батарей, выбрасывающих углерод при их производстве. Исследование Heritage Foundation объясняет , что выбросы углекислого газа при производстве аккумулятора Nissan Leaf «эквивалентны пробегу BMW 320d с дизельным двигателем на протяжении 39 000 км». Для более крупного аккумулятора Tesla Model S выбросы углекислого газа «эквивалентны пробегу BMW 320d на протяжении 96 000 км».

Линии по производству аккумуляторов очень энергоемки. Около 70% аккумуляторов для электромобилей и их компонентов производятся в Китае, который получает большую часть своей энергии из ископаемого топлива, в частности угля. Более того, процесс производства этих аккумуляторов гораздо менее эффективен, чем процесс производства аккумуляторов, используемых в обычных транспортных средствах.

Компоненты электромобилей также имеют экологическую стоимость. «Около 40% воздействия на климат от производства литий-ионных аккумуляторов приходится на добычу и переработку необходимых материалов», — сообщает Институт энергетических исследований.

 Литий, кобальт, никель и ряд других ископаемых металлов должны быть добыты, обработаны и очищены, а затем превращены в аккумулятор электромобиля. Этот процесс является энергоемким и часто упоминается как «косвенные выбросы» электромобиля.

 Для добычи лития используется значительное количество воды, при этом Euronews подсчитала, что для производства одной тонны лития требуется около 2 300 000 литров. А токсичные химические вещества, необходимые для производства лития, могут загрязнять как воздух, так и местное водоснабжение.

(Шахта Tenke Fungurume, одна из крупнейших в мире медных и кобальтовых шахт, принадлежит китайской компании CMOC, на юго-востоке Демократической Республики Конго.)

В том же ключе книга Сиддхарта Кары « Cobalt Red» описывает экстремальные человеческие и экологические издержки названной « кустарной добычи », которая происходит в Демократической Республике Конго. Целые регионы страны, включая леса и водные ресурсы, были опустошены и загрязнены, чтобы обеспечить большую часть мировых поставок кобальта. Без этого металла подавляющее большинство производства аккумуляторов для электромобилей остановилось бы.


(Старатель-кустарь несет мешок руды на руднике Шабара в Демократической Республике Конго) © Junior Kannah/AFP/Getty Images

Наконец, утилизация аккумуляторов электромобилей и их компонентов представляет собой серьезный риск для окружающей среды. Если аккумулятор попадает на свалку, «его элементы могут выделять проблемные токсины, включая тяжелые металлы», которые могут попадать на свалки или в грунтовые воды. Стоимость, экологический риск и пожароопасность в настоящее время не позволяют перерабатывать большую часть литиевых аккумуляторов в мире.

Сторонники описывают электромобили как потенциально спасающую планету технологию, но широкое внедрение этих машин нанесет огромный экономический и экологический ущерб. Энергоснабжение для зарядки, выработка электроэнергии, производственные процессы и экологические проблемы, связанные с извлечением и утилизацией компонентов аккумуляторов, — все это должно быть пересмотрено. Пока это не сделано, электромобили не могут обоснованно рассматриваться как следующий шаг в зеленом транспорте.